M Justas (mjustas) wrote,
M Justas
mjustas

Categories:

Год: 1966. Номер журнала "Катера и Яхты"


За последние годы в нашей стране все большее распространение получает водный туризм, введение которого в единую всесоюзную спортивную классификацию дает теперь право на присвоение спортивных разрядов. Трудно переоценить его значение: знакомство с красотами и историей страны, своеобразные исследования новых мест, походы по местам боевой славы — все это начинает интересовать широкие круги людей, ранее занимавшихся только любительскими прогулками по воскресеньям да рыбной ловлей.

Насколько развит сейчас наш туристский флот, показывает, например, такой характерный для многих рек Союза факт: за один день августа через Новую Ладогу прошли 24 любительских судна самого различного вида — от маленькой «Казанки» до солидного, перестроенного из большой спасательной шлюпки крейсера. Объединяло эти суда только то, что все они шли без флага. Да, несмотря на то, что многие из этих спортивно-туристских судов приписаны к различным яхт-клубам, спортивным обществам или общественным организациям, все они, с точки зрения наших законов, были «дикими»; большинство никаких опознавательных знаков не имело, и только грубый, часто нарушающий общий вид судна жестяной номерной знак говорил о том, что судно зарегистрировано, налог на транспортные средства уплачен А «чье» судно и для чего оно служит — неизвестно. Правда, есть приятное исключение: некоторые суда плавают под флагом ДОСААФ, но их так мало, что в общей массе они теряются.

Кстати, никто толком не знает, что может дать спортивный флаг и кто имеет на него право. Между тем, наличие определенного флага, отличающего спортивно-туристское судно от всех прочих и присваиваемого в строго установленном порядке, в настоящее время совершенно необходимо. Как ни удивительно, но в нашей стране такой спортивный флаг не только был, но и существует, поскольку последний его образец был утвержден и никем не отменялся. Полезно кратко познакомить читателя с его историей.

Первый спортивный флаг был учрежден Петром I под наименованием «флаг яхт и буерный»; рисунок его имеется в петровском Морском уставе, и под ним на гравюре А. Зубова изображен знаменитый ботик, идущий под управлением Петра по Неве. Под этим флагом плавал «Невский флот». На рис. 1 показан его последний вариант.

В начале прошлого столетия был введен новый яхтенный Флаг, рисунок которого с некоторыми несущественными изменениями дошел до 1917 г. На рис. 2 приведен утверждений в 1910 г. типовой флаг яхт-клубов и обществ любителей мореплавания (по альбому 1916 г.). В нижнем левом крыже — место для герба города. Флаги некоторых яхт-клубов вместо герба города имели в центре креста эмблему клуба.

Одновременно с опубликованием рисунка этого флага для спортивных судов, а ими признавались все суда, приписанные к яхт-клубам, обществам любителей и пр., при пользовании которыми не извлекались какие-либо доходы, вышел типовой устав яхт-клубов В нем имеются определенные указания на права, которыми пользовался спортивный флаг. В частности, спортивный флаг освобождал плавающее под ним судно от «всех налогов и сборов с судов и экипажей их, плавающих внутри страны»; давал право на преимущественный, наравне с «казенными» пароходами, проход шлюзов, каналов, мостов и иных сооружений. Экипажам судов выдавались соответствующие документы (без оплаты). Имелось также указание, что при плавании за границу паспорта членам команд выдавались по упрощенной процедуре и также безвозмездно.

В разделе о порядках в яхт-клубах и иных обществах любителей мореплавания указывалось, что всякое «чужое» судно под спортивным флагом имеет право на базирование без взимания всякого сбора «как гость, пришедший в процессе плавания для отдыха и пр.». Суда под спортивными флагами при дальних походах никогда не базировались в обычных торговых портах, а, как правило, останавливались в гаванях яхт-клубов (даже находясь за границей).

Напоминалось, что спортивный флаг является Государственным флагом, и всякий, плавающий под ним, должен неуклонно оберегать его достоинство и быть образцом поведения. Подъем флага на спортивном судне, даже самом маленьком, сопровождался церемонией. Например, в старых петербургских газетах встречаются описания того, как в день подъема флага навигации новые суда, впервые поднявшие флаг клуба, проходили мимо строя старых судов как бы представляясь своим соплавателям-ветеранам (все это было не так уж давно, всего 55 лет назад!). Спортивный флаг требовал определенного уважения. Например, флагу командора (начальника клуба) полагался салют; флагу вице-командора (заместителя) — салют рангом ниже и т. п.

Лишение спортивного флага было тягчайшим наказанием. Известны случаи лишения флага за неблаговидные поступки. Так, например, в 1911 г. одно судно не оказало помощь другому, терпящему бедствие; флаг его был снят, судно было продано в другой город и получило новое наименование, а его экипаж был навсегда исключен из списков клуба без права восстановления.

Таким образом, флаг давал права, но и требовал тоже немало. А это дисциплинировало экипаж и требовало совершенствования его мастерства, заставляло по-иному, с большим уважением, относиться к своему судну и повышало морскую культуру. Несомненно, что это — воспитательная мера, имеющая значительную ценность и в наши дни. Примерно такое же положение имеют и спортивные флаги в зарубежных странах.

После Октября, как известно, на базе некоторых яхт-клубов возникли отряды морской допризывной подготовки и спортклубы Всевобуча. Время было такое, что вопрос о флаге не был решающим в деле развития водного спорта.

Суда яхт-клубов плавали под флагом, изображенным на рис. 3. Этот флаг был типичным до конца 20-х годов. Его рисунок объясняется, с одной стороны, стремлением сохранить некоторую преемственность, а с другой — желанием отразить революционные события и сделать флаг похожим на Государственный. Как правило, этот флаг шили из сигнального флага «9», окантованного красным флагдухом.

В 1923—1924 гг. появилось течение, которое положило конец единому спортивному флагу. При создании в Ленинграде яхт-клуба ЛГСПС (Ленинградского губернского совета профсоюзов) был поднят, пожалуй, первый ведомственный флаг (рис. 4), рисунок которого в общих чертах повторял рисунок военно-морского флага РСФСР образца 1920 г.

В 1925 г. был узаконен единый спортивный флаг, приведенный на рис. 5 Флаг этот был объявлен в соответствии с Положением о флагах СССР, изданном в свое время ВЦИК, и опубликован в установленном порядке, включая заявление наркомата иностранных дел СССР. Именно поэтому в некоторых иностранных справочниках изображение этого флага встречается до сих пор, хотя практически под ним никто сейчас не плавает. К сожалению, рисунок флага был неудачен; расцветка очень напоминала британский военно-морской флаг. Кстати, это послужило причиной того, что при приходе наших яхт в 1925 г. в Стокгольм едва не был дан салют, присвоенный военно-морскому флагу.

Флаг этот просуществовал недолго; постепенно яхт-клубы передавались различным спортивным обществам, и спортивный флаг, скорее всего по неведению, заменялся флагами обществ и ведомств да так и пропал.

Правда, в 1927—1928 гг. была попытка утвердить новый рисунок единого спортивного флага, но он был введен решением не правительства, а самих профсоюзов и спортобществ, да и рисунок его (рис. 6) опять был неудачным, так как повторялись мотивы японского военно-морского флага. (Приводимое изображение может оказаться неточным в части количества лучей, так как официального описания флага автор не нашел).

Уже после Великой Отечественной войны вопрос о флагах для спортивных судов вновь встал на повестку дня. Мало кому было известно о существовании единого спортивного флага, поэтому появился целый ряд новых флагов. Например, укажем на флаги судов Осоавиахима (рис. 7) и Всесоюзного общества содействия военно-морскому флоту — Досфлота (рис. 8). Рисунок флага Досфлота был довольно интересен, но он просуществовал недолго, так как общество это влилось в ряды ДОСААФ. Флаг ДОСААФ (рис. 9) весьма прост, и рисунок его обоснован: на красном поле в верхнем крыже знак ДОСААФ; нижние белые полосы указывают на высокую правительственную награду — орден Красного Знамени. Решением министра военно-морского флота был введен флаг яхт-клубов ВМФ (рис. 10). Спасательная служба ДОСААФ также получила свой флаг (рис 11). Некоторые суда плавали под флагами спортобществ местных яхт-клубов и т. п. Таким образом, картина получилась довольно пестрой.

Спортивные суда, проходящие по учету Речного Регистра, имеют право плавания под флагом СССР, как и все суда, принадлежащие государственным организациям. Навряд ли можно считать такое положение правильным, поскольку ряд положений (Речной устав, Устав службы на судах морского флота) указывает, что подъем Государственного флага сопряжен с определенными формальностями; кроме того, сам факт несения Государственного флага накладывает на малое судно ряд таких обязательств, выполнять которые практически невозможно.

Все сказанное подтверждает настоятельную необходимость возрождения единого спортивного флага СССР и принятия специального Положения, которое должно включать вопросы о праве ношения флага и присвоенных ему преимуществах.

Надо установить порядок учета и классификации спортивных судов, какими бы они не были, продумать пути участия общественности в деле выдачи свидетельств на право ношения спортивного флага, ввести дифференциацию в сборе налогов и освободить спортивные суда от уплаты сборов за проход шлюзов и каналов, т. е. дать спортивно-туристским судам возможность свободного выполнения туристских плаваний. Полезно было бы, на наш взгляд, создать соответствующие общественные организации, занимающиеся надзором за этим флотом и т. д. и т. п. Таким образом, восстановление спортивного флага связано с обсуждением и решением целого ряда назревших вопросов, касающихся развития водного туризма в нашей стране.

Каким же должен быть спортивный флаг?

По нашему мнению, он должен сохранять элементы флага Государственного; рисунок его должен быть оригинальным (не повторяющим мотивы иностранных флагов), четким, без сложных и несимметричных изображений (так как иначе флаг окажется «правым» или «левым»). Вместе с тем флаг должен содержать и какие-то чисто «морские» элементы, подчеркивающие специфичность водных видов спорта.

Я предлагаю такой рисунок (рис. 12): белое полотнище; в верхнем крыже изображение Государственного флага; по нижней шкаторине полоса светло-синего цвета, как на военно-морском флаге; на белом фоне эмблема вида водного спорта которым занимается данный клуб или организация (эту эмблему лучше сделать синей, чтобы нельзя было спутать флаг с флагом спасательной службы ДОСААФ). Эмблема может быть такой: для гребных клубов — два скрещенных весла и символический спасательный круг или рупор; для водно-моторных — зубчатое колесо и гребной винт и, наконец, для парусных — якорь (адмиралтейский, если яхты морские, или четырехлапую кошку, если речные) или даже два скрещенных якоря.

Конечно, кроме введения единого спортивного флага, должно быть введено положение о наименовании клуба приписки, нанесения регистрационного номера и пр.; одновременно нужно будет решить вопрос о вымпелах Я считаю, что флаги спортобществ и ведомств должны носиться спортивными судами в виде вымпелов (на парусных судах — подымаемых под клотиком, на моторных безрангоутных — на носовом флагштоке). Рисунки вымпелов могут быть самыми разнообразными, но идея их должна быть единой: они должны указывать местонахождение и название спортивного коллектива.

статья Г.Е. Селицкого «Нужен спортивный флаг»

Tags: chart, АРТ, история, символика, флаги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments